На обсуждении государственной программы Республики Коми «Развитие лесного хозяйства»

     17 октября в рамках мероприятий по рассмотрению бюджета Республики Коми на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг. комитет Госсовета РК по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел рабочее совещание, на котором обсуждалась государственная программа РК «Развитие лесного хозяйства», ее исполнение в 2018 году и целевые показатели на будущий период.

 

 

     Председатель Коми республиканской организации профсоюза работников лесных отраслей Александр Смирнов и заместитель председателя рескома Сергей Осипов, приглашенные участвовать в работе этого совещания, довели до собравшихся профсоюзную точку зрения на причины кадрового дефицита в лесной отрасли региона и предложения, как его преодолеть:

— Очевидно, что программа развития лесного хозяйства преследует цель повысить доходность от использования леса при сохранении его социальных, экологических функций. Исходя из доклада об исполнении программы, напрашиваются два вывода: первый – программа выполняется и достигает установленных показателей; второй – существует нехватка кадров и финансирования. Как представители работников лесничеств и лесопожарного центра, более детально остановимся на втором выводе. Убеждены, что нехватка кадров и уровень оплаты труда в учреждениях лесного хозяйства республики – вещи взаимосвязанные.

 

 

     На сегодняшний день средняя заработная плата в учреждениях лесного хозяйства республики составляет 27 200 рублей при средней заработной плате по региону в 55 830 рублей, что никак не способствует привлечению в отрасль работников. Следует учитывать также, что большинство учреждений находится в сельской местности с соответствующими условиями жизни. Ещё более печальная картина с привлечением в отрасль молодых специалистов – выпускников вузов и техникумов. Так, зарплата молодого специалиста не включает в себя стажевые выплаты, из-за отсутствия жилья значительная доля заработной платы уходит на аренду жилой площади. На жизнь денег практически не остается. Так как средний возраст работников лесного хозяйства близок к предпенсионному, мы можем скоро остаться без молодых квалифицированных кадров, а впоследствии ощутить и кадровый кризис отрасли.

     Сегодня для бюджетных организаций различных отраслей действуют стимулирующие программы для привлечения молодежи. Они есть в здравоохранении, образовании, агропромышленном секторе и т.д. Лесное хозяйство почему-то остается в стороне. Его нигде нет. Единственное, что два года назад по нашему предложению вы, уважаемые депутаты, добавили молодых работников лесного хозяйства в программу выделения под строительство индивидуального жилья бесплатных земельных участков. Но вот, в принципе, и всё.

     Кроме того, негативное настроение всех без исключения работников вызвано введением новых систем оплаты труда. Несмотря на положительный момент – повышение гарантированной части заработной платы (оклада), новая система оплаты труда практически нивелировала мотивацию к труду, поскольку разница в окладах работников разной квалификации несущественна. Как пример, заработная плата работников неквалифицированного труда (сторож, уборщица) – 19 300 рублей – ненамного отличается от заработной платы квалифицированных специалистов: мастеров леса – 21 400 рублей, госинспектора – 23 400 рублей. Такое положение дел не стимулирует к достижению более высоких результатов. Поднятие окладов сопровождалось уменьшением стимулирующей части, что отчасти было оправданно, но не настолько же, чтобы совсем лишить систему оплаты труда этого действенного инструмента. Так, в нескольких госучреждениях лесного хозяйства республики средние надбавки за интенсивность и высокие результаты уменьшились с 80% до 10%.

     Ожидаемым результатом реализации программы в соответствии с паспортом является поднятие престижа профессии лесника. При этом в программе нет ни слова о мерах по обеспечению работников лесного хозяйства достойным заработком, позволяющим полноценно посвятить часть своей жизни профессии без ущерба семье. Имеющееся положение дел в отрасли ставит работников на грань выживания. При таких условиях бессмысленно рисовать перспективные планы по развитию любой программы вне зависимости от отрасли.

     Профсоюз с 2015 года предпринимал попытки к заключению отраслевого соглашения, вплоть до того, что мы впервые решили подключить в качестве стороны соглашения Правительство Республики Коми. В этом году мы наконец-то подписали это соглашение, где в качестве одного из необходимых шагов прописали установление минимального оклада на уровне МРОТ. Понимая, что данный шаг требует дополнительного финансирования, мы договорились о поэтапном приближении этого результата. Однако воз и ныне там. Дополнительное соглашение об этом до сих пор не заключено, сторона Правительства в лице представителей Министерства финансов и Министерства экономики утверждает, что ключ ко всем проблемам лесного хозяйства находится в Москве.

     Мы согласны, что федеральный центр должен поменять своё отношение по финансированию субъектов, так, чтобы закладываемые цифры окладов в методике выделения субвенций стремились к уровню МРОТ. Однако порядка 500 млн рублей от деятельности лесничеств поступает в республиканский бюджет, а при реализации представленной программы лесничества будут приносить еще больше. При этом объём денежных средств, направленных республикой на содержание лесного хозяйства, составляет 211 млн руб.

     По нашим подсчётам, выполнение условий о размере минимального оклада на уровне МРОТ потребует порядка 90 млн рублей в год дополнительно. Всего же приведение системы оплаты труда в соответствие с принципами оплаты по труду (реальное дифференцирование окладов в зависимости от квалификации, стимулирование отдельных категорий работников) потребует не менее 150 млн рублей. Не стоит бояться этих сумм, учитывая планы повышения доходности лесного хозяйства и стабильный рост доходов за последние годы.

Мы предлагаем:

— включить в целевые индикаторы подпрограммы «Устойчивое управление лесами» поэтапные мероприятия по реализации Регионального отраслевого соглашения по лесному хозяйству в части установления минимального оклада на уровне МРОТ совместно с разработкой дифференцированной сетки окладов в зависимости от квалификации работников, предусмотрев соответствующий объём финансирования;

— разработать и принять программу стимулирования молодых специалистов лесного хозяйства, проживающих на селе.

     Кроме того, необходимо рассматривать в совокупности с вопросом о заработной плате работников и вопрос об их профессиональной квалификации. Мы целиком и полностью поддерживаем начинания в разработке профессиональных стандартов и оценке квалификаций. Считаем, что невозможно создать полноценную систему оплаты труда без совершенствования требований, предъявляемых к квалификации работника.

     В свою очередь, мы готовы к полноценному сотрудничеству по всем вопросам и готовы брать на себя выполнимые обязательства, – завершил свое слово Александр Смирнов.

 

 

 

     Председатель комитета по природным ресурсам, экологии и недропользованию Василий Смалий ответил, что лично он с этими предложениями профсоюза согласен. Министр природных ресурсов РК Роман Полшведкин пояснил, что большую часть озвученных проблем можно решить только на федеральном уровне, и такая работа уже ведется.


Навигация по записям